Сложность организации питания ребенка школьного возраста заключается в том, что она складывается из двух составляющих – питания во время пребывания в школе и в домашних условиях. Только в случае их гармонизации можно реализовать принципы здорового питания.
Организация питания обучающихся осуществляется в соответствии с требованиями СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», а также МР 2.4.0179-20 «Рекомендации по организации питания для обучающихся общеобразовательных организаций» и МР 2.4.0180-20 «Родительский контроль за организацией горячего питания детей в общеобразовательной организации».
При формировании рациона здорового питания и меню при организации общественного питания детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, должны соблюдаться следующие требования:
Для обеспечения биологической ценности в питании детей рекомендуется использовать:
Содержание вносимой в блюда соли на каждый прием пищи не рекомендуется превышать 1 грамма на человека.
При разработке меню рекомендуется руководствоваться следующим: включать блюда, технология приготовления которых обеспечивает сохранение вкусовых качеств, пищевой и биологической ценности продуктов и предусматривает использование щадящих методов кулинарной обработки.
Изготовление готовых блюд осуществляется в соответствии с технологическими картами, в которых указывается рецептура и технология приготовления блюд и кулинарных изделий.
В меню не допускается включать повторно одни и те же блюда в течение одного дня и двух последующих дней.
Разрабатываемое для обучающихся 1-4 классов меню должно отвечать следующим рекомендациям:
Суточная энергетическая потребность для детей 7-11 лет составляет 2350 ккал/сут, для детей 12 лет и старше 2720 ккал/сут.
Энергетическая ценность школьного завтрака должна составлять 470-680 ккал (20-25% от суточной калорийности), обеда – 705-952 ккал (30-35%) в зависимости от возраста школьников.
При составлении меню необходимо соблюдать требования по массе порций (блюд).
ВАЖНО! Температурные режимы готовых блюд на линии раздачи:
Готовые первые и вторые блюда могут находиться на мармите или горячей плите не более 2 часов с момента изготовления, либо в изотермической таре (термосах) - в течение времени, обеспечивающем поддержание температуры не ниже температуры раздачи, но не более 2 часов. Подогрев остывших ниже температуры раздачи готовых горячих блюд не допускается.
Горячие блюда (супы, соусы, напитки) при раздаче должны иметь температуру не ниже 75 °C, вторые блюда и гарниры - не ниже 65 °C, холодные напитки - не выше 20 °C. Холодные закуски должны выставляться в порционированном виде в охлаждаемый прилавок-витрину и реализовываться в течение одного часа.
Готовые к употреблению блюда из сырых овощей могут храниться в холодильнике при температуре 4 ± 2 °C не более 30 минут.
Напоминаем, что для обучающихся в образовательных организациях существуют блюда и продукты повышенного эпидемиологического риска. В соответствии с технологией приготовления эти блюда не проходят необходимую термическую обработку, которая может обеспечить нужный уровень безопасности в течение двух часов с момента приготовления блюд и реализации их без повторного подогрева.
Продукты и блюда, которых нет и не должно быть в школьном меню:
1) Продукты и блюда, определяющие эпидемиологические риски здоровью детей (например: блинчики с мясом, макароны по-флотски, зельцы, кремы, форшмаки, студни, паштеты, грибы, яйца и мясо водоплавающей птицы, мясо, не прошедшее ветеринарного контроля и консервированные продукты домашнего приготовления)
2) Продукты и блюда, обладающие раздражающим эффектом на слизистую желудочно-кишечного тракта (например: копчености, маринады, соления, пряности, острые и жареные блюда, газированные напитки, крепкий чай, кофе, использование острых приправ (хрен, перец, горчица, уксус), слишком холодная или чрезмерно горячая пища)
3) Продукты, характеризующихся повышенным содержанием соли и сахара, жиров животного происхождения (например: фастфуд: гамбургеры, хот-доги, чипсы, сухарики; продукты питания, в состав которых входят искусственные красители, консерванты, ароматизаторы, усилители вкуса, подсластители (сладкие напитки, молочно-шоколадные батончики и печенья, сырокопчёные мясные гастрономические изделия, колбасы и другие)
4) Блюда, в рецептуре которых используется жарение в качестве способа кулинарной обработки (жареные во фритюре пищевая продукция и продукция общественного питания)
ВАЖНО! Информация о питании детей, в том числе меню, доводится до родителей и детей любым доступным способом (размещается в обеденном зале, на доске (стенде) информации, на сайте общеобразовательной организации и т.п.).
Общеобразовательная организация независимо от организационных правовых форм является ответственным лицом за организацию и качество горячего питания обучающихся.
Материал составлен на основе открытых Интернет-источников
Отделение по организации гигиенического воспитания и обучения